Что значит «любить ребенка»? Что значит любить своего ребенка? Ребенок стал испытывать резкую нехватку родительского внимания, заботы и тепла

23.02.2024

Много детей педагогически запущенных, с больной нервной системой, которые хотят, но не умеют общаться, которые не хотят учиться, не умеют управлять собой. Почему? Причин много:

    слабое общее развитие; дефицит общения с родителями (с детьми не занимаются или дети живут с бабушкой); конфликтные ситуации в семье; один ребенок в семье, неполноценное общение; чрезмерная любовь к своему чаду.

Отсюда и ошибки в воспитании.

Воспитание собственного сына, дочери – важнейшая деятельность гражданина, его гражданский долг (Конституционная обязанность).

Часто слышу от родителей: «…Так заняты, так заняты – некогда заняться детьми». Грош цена такому родителю, которому некогда воспитывать своего ребёнка. Значит, ему самому некогда быть человеком. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей, детей и находят для них время. Ребенка таких родителей видно сразу. У такого ребёнка мир и покой в душе, стойкое душевное здоровье, вера в до6ро, в учителя, в чуткость к людям.

Любовь к ребёнку... Трудно переоценить значение этого родительскoгo чувства в воспитании развивающейся личности. Любовь - творец всего до6рого, возвышенного, сильного и светлого. Без любви к ребёнку отец и мать не могут быть хорошими воспитателями, без неё не возможен душевный контакт, от которого зависит взаимопонимание взрослого и маленького, без неё нельзя привить растущему человеку душевную щедрость, отзывчивость, доброту.


Что значит любить ребёнка? Одни считают, что лю6итъ ре6ёнка - это значит заранее подготовить его к самостоятельной жизни, имея ясное представление, какого человека они хотят вырастить. Эти родители стремятся сочетать свои чувства к ребенку с разумной требовательностью, добротой и строгостью, уважением к нему и верой в его возможности...

Другие уверены, что любить ре6енка - это значит холить и нежить его, опекать и страховать от всяческих усилий – и физических и моральных. Эти родители, к сожалению, не хотят понять, что любовь к ребёнку хотя и очень многое в его воспитании, но не самое главное. («Любить ребёнка – это и курица умеет» - говорил).

Не хотят понять они и того, что сильное, но неразумное, слепое чувство делает воспитание нелёгким делом и зачастую не приносит радости и счастья ни ребёнку, ни им самим. О родителях, одержимых любовью, говорил:

«Почему люди здравомыслящие, которые могут хорошо работать, учиться, даже получившие высшее образование , значит, с нормальным разумом и способностями, общественники, которые могут руководить целыми учреждениями, ведомствами , фа6рикой или каким - нибудь другим предприятием, которые имеют с очень разнообразными людьми нормальные отношения - и товарищеские, и дружеские, и какие угодно - почему эти люди, столкнувшись со своим собственным сыном, делаются людьми, неспособными разобраться в простых вещах? Потому, что они в этом случае теряют тот здравый смысл, тот жизненный опыт, ту самую мудрость, которую они накопили за свою жизнь. Перед своими детьми они становятся как люди ненормальные, неспособные разобраться даже в пустяках. Почему? Единственная причина – любовь к собственному ребёнку. Никто не может съесть 10 кг хлеба и гордиться тем, что так хорошо поел. И любовь требует дозировки, требует меры».

Если маленький ребёнок постоянно ощущает на себе передозировку родительской любви, то это прекрасное чувство начинает действовать на детскую душу подобно яду. Почему, например, ребёнок вырастает беспомощным? Или потребителем и эгоистом, считающим, что все обязаны ему, а он никому?

Однозначного ответа здесь не может 6ыть, но бесспорно, что одна из причин - чрезмерное родительское чувство, при котором взрослые не в силах отказать, запретить, строго спросить с ребенка. «Ещё мал!» - оправдывают они с себя. Под этим же предлогом лишают его самостоятельности. «Он ещё не умеет, ему это не по силам...» и т. д.

Почему иногда родители бывают беспомощными перед детским своеволием? IIочему порой не замечают собственной воспитательской несостоятельности? Почему не удаётся формировать в ребёнке те черты характера, которые бы им хотелось видеть в нём?

Родители, ослепленные своим чувством к ребёнку, подобны человеку с завязанными глазами: они не в состоянии видеть в нём «свет» и «тени». И, так как эти родители всегда склонны идеализировать любимое дитя, они видят в нём только «светлые» качества.

«Темных» пятен они не могут замечать. Неумение же видеть недостатки своих детей делает таких родителей педaгoгически бессильными. Ведь воображаемый ребёнок и реальный не совпадают по своим достоинствам, а отсюда и выбор методов в подходе к нему, увы, не тот.

Какие только оттенки не приобретает родительское чувство, если оно нe подчинено главной цели – воспитать человека! Здесь подмешивается и ложная тревога: "Вдруг заболеет?" или «Кaк бы чего не случилось!», и снисходительность: «Пока мал – побаловать не грех», «Это всего лишь невинная шалость!», и родительский эгоизм: «Не пущу, сиди дома!», "Это плохой мальчик, не играй с ним!», и восторженность: «Развит не по годам!", «Покажи, как ты умеешь!», и неверие в детские возможности.


Одержимые желанием не омрачать радости детства, родители стараются застраховать ребёнка не только от реальных, но и от мнимых случайностей. Они не замечают, что их любовь служит во зло растущему человеку: лишают его самостоятельности, формируют эгоизм, чувство исключительности. Много ли стоит такая любовь, которая не готовит ребёнка к жизни, формирует в нём неправильное представление об отношениях с людьми и, в общем-то, калечит их нравственно.

В результате вырастает человек с потребительскими взглядами, лишенный чувства долга перед родителями и окружающими людьми.

    Важность адаптации ребенка к детскому саду Негативные факторы, влияющие на адаптацию дошкольника Рекомендации по снижению тревожности во время адаптации ребенка Типичные ошибки при подготовке ребенка к ДОУ Рекомендации родителям по подготовке ребенка к детскому саду

Вопрос об определении ребенка в детский сад, когда он подрастает, становится очень важным для каждой семьи. Сегодня профессиональная активность мам очень высока, поэтому решения в пользу детского сада принимаются легко, без долгих обсуждений. Однако взрослым необходимо знать, как помочь малышу пройти период адаптации, который заключается в плавном переходе от семейной домашней атмосферы к условиям дошкольного учреждения.

Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие – соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Чем старше ребенок, тем быстрее он способен адаптироваться.

Существуют определенные причины, которые вызывают слезы у ребенка:

Тревога, связанная со сменой обстановки (ребенок до 3 лет еще нуждается в усиленном внимании. При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей) и режима (ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал. В детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же личный режим дня ребенка нарушается, это может провоцировать истерики и нежелание идти в ДОУ).

Отрицательное первое впечатление от посещения детского сада. Оно может иметь решающее значение для дальнейшего пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Психологическая неготовность ребенка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребенку не хватает эмоционального общения с мамой.

Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребенка в дет­ском саду.

Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.

Личное неприятие воспитателя или воспитателей. Такое явление не следует рассматривать как обязательное, но оно возможно.

Несложные действия способны уменьшить тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребенка к новым жизненным условиям.

Так, рекомендуется приучать ребенка к детскому саду постепенно. Родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения дошкольного учреждения. Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры и прием пищи), соответствующий режиму ДОУ.

В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2–3 недель (данный период индивидуален для каждого ребенка), учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день в ДОУ.

Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению.

Если малыш плачет, стоит взять его на руки, успокоить – вероятно, ему не хватает прикосновений матери, которых совсем недавно было намного больше.

Желательно укладывать ребенка спать пораньше , побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в детский сад, вместе решить, какую одежду он наденет утром.

В выходные стоит придерживаться режима дня , принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности , которым малыш уже обучился.

Желательно дать ребенку пару дней отдыха , если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там. Пусть эти разговоры будут эмоционально окрашены, они помогут успокоить малыша.

Родители, отдавая сына или дочь в дошкольное учреждение, часто сталкиваются с трудностями. Рассмотрим типичные ошибки и способы их предотвращения.

В первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растерянны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша – это первый опыт, он не мог заранее представить себе полную картину, что плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.

Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы . Это не выход из ситуации. От старших требуются только терпение и помощь. Все, что нужно малышу, – это адаптироваться к новым условиям. Воспитатели детского сада должны быть готовы помочь родителям в этот непростой для семьи период.

В первое время, когда ребенок только начинает ходить в детский сад, не стоит также планировать важных дел, лучше отложить выход на работу. Родители должны знать, что сын или дочь могут привыкать к садику 2–3 месяца.

Еще одна ошибка родителей – пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожнос ти. Они заботятся об общественном мнении, испытывают внутренний дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли "мамы" и "папы". Прежде всего им нужно успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается им. Родителям очень важно понимать, что ребенок проходит адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь еще очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это еще больше усиливает детскую тревогу.

Пониженное внимание к ребенку также является типичной ошибкой родителей. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегченно вздыхают и уже не так много внимания, как раньше, уделяют малышу. Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.

Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, – это верный знак того, что он освоился.

Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по­разному. Но привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.

Каждый день оставляйте время на беседы с ребенком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там другие дети играют и гуляют, маме надо заняться делами семьи).

Заранее спланируйте прогулки на территорию выбранного учреждения . Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада. Акцентируйте внимание ребенка на том, что скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателем.

С гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша , что он уже подрос и готовится ходить в детский сад.

Еще до первого посещения расскажите малышу о режиме дня в детском саду , что там делают дети и кто такие воспитатели. Это поможет малышу легче принять новизну в свою жизнь.

Расскажите ему, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым своим друзьям. Почитайте стихи или детские истории о детском саде, покажите картинки.

Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тете. Научите ребенка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.

Предупреждайте малыша, что могут быть и трудности из-­за того, что там деток много, а воспитатель один. Обучайте его терпению. Но всегда заверяйте, что мама или папа обязательно придут за ним.

Поиграйте с ребенком дома в игру "Детский сад". Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе. Подскажите несколько вариантов для малыша, которые помогут ему на них реагировать. Этим вы уже будете закладывать основы общения и вхождения малыша в новый коллектив – вначале детский, потом школьный, а затем уже и взрослый.

Важное средство общения в дошкольном учреждении – это детские игрушки. Чтобы часть семейной атмосферы была с малышом, позвольте ему брать с собой любимые игрушки. Научите его делиться ими с другими детьми.

Обговорите с малышом , как вы будете прощаться и как встречаться в детском саду. Несколько раз проделайте несложные, но очень важные действия для малыша при прощании и встрече. Пытайтесь их в будущем придерживаться. Будьте уверены, что малыш готов к детскому саду, владеет всеми необходимым навыками самообслуживания, речью, умеет заявлять о своих потребностях.

Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу сына или дочери. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочных детско­родительских взаимоотношений .

Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии ребенка. Не критикуйте детский сад , не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребенке.

Помните, что с началом посещения детского сада ребенок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребенку дома.

Советы психолога для родителей

Формирование и развитие личности ребенка основополагается на трех "китах":
хочется, но НЕЛЬЗЯ ,
не хочется, но НАДО ,
так делать СТЫДНО .
Если Вы научили ребенка с раннего возраста придерживаться этих правил, проблем с воспитанием и обучением Вашего ребенка ни у Вас, ни у воспитателей, а в последствии, проблем и в жизни самого ребенка, не возникнет.

Успех нашей работы в 90% зависит от совместных усилий воспитателей и родителей!

    Сразу, с первых уроков учите ребенка правильно держать карандаш, кисточку, ручку. Если как только Вы отпустили руку, он опять берет карандаш в кулак, перекладывайте опять правильно. Только если Вы будете последовательны и настойчивы, через некоторое время он сразу будет брать карандаш правильно.
    Особое значение нужно уделить тому, что очень важно регулировать силу движений руки малыша, когда он выполняет работу самостоятельно. Нередко, он с размаха, резко опускает карандаш или фломастер. (Во время игры бросает игрушки!). Задача взрослого приучить малыша выполнять действия аккуратно.
    В ходе занятий родитель осуществляет руководство действиями ребенка. Очень важно, что здесь необходимы лаконичные (конкретные и короткие) установки, направленные на организацию действий («не торопись!», «посмотри внимательно!», «не бросай!», «клади аккуратно»). Лишние слова могут нарушить целостность восприятия, отвлечь ребенка от основной задачи.
    Задание нужно выполнять вместе с ребенком. Расскажите, что нужно сделать, покажите, как это делать. Взяв руку ребенка в свою, взрослый вместе с малышом проводит линии на листе бумаги, (клеит с ним совместно аппликацию , держа руки ребенка в своих). Сначала малыш пытается высвободить свои руки из рук взрослого, но, несмотря на это, Вы должны спокойно и настойчиво направлять его действия. После нескольких практических удач, ребенок будет выполнять задание самостоятельно. Но это не значит, что Вы можете оставить малыша выполнять задание и заниматься другими делами. Вы должны быть рядом, и при необходимости помогать малышу, направлять его действия и хвалить за успехи.
    Некоторым детям может понадобиться систематическая помощь взрослого. Это не должно пугать родителей. Уверенность ребенка в том, что его успех впоследствии будет достигнут, поможет в дальнейшем быстрее прийти к самостоятельности.
    Занятие должно длиться не более 3 - 5 минут. Если у малыша не все получилось, не стоит сидеть с ним по 30 минут, добиваясь от него совершенства. Лучше провести несколько разных занятий, объединенных общей темой, нежели надолго «отбить» у него желание вообще заниматься.
    Занятие нужно заканчивать на «пике» интереса. Даже если малыш, как Вам кажется, готов заниматься еще, не стоит сразу давать ему следующее задание, чтобы «выполнить их все сразу, а потом к этому не возвращаться». Предложите малышу поиграть в другую игру, но с похожей тематикой. Например, если Вы делали аппликацию «Дом», предложите теперь построить дом из кубиков; если Вы раскрашивали лимон, предложите поискать его изображение в книге и т. д.
    Выполнение заданий ни в коем случае не должно быть механическим. В этом случае интерес к ним и продуктивность быстро падают. Чтобы этого не произошло, мы предлагаем Вам к каждому заданию стихотворение, пальчиковую игру, логопедическую распевку или активный словарь, с помощью которого вы сможете построить беседу с ребенком, в ходе которой он познакомится с новыми для него словами и научится использовать их в повседневной жизни. Чаще всего ребенку предлагается «оказать помощь» герою сюжета. Это дается для того, чтобы у малыша обязательно был стимул выполнить это задание. Малышу необходимо чувствовать важность, того, что он делает. Эти сюжеты не только побуждают ребенка к действию, но и формируют в нем чувство сострадания и желания прийти на помощь к более слабому.
    Обязательно хвалите малыша за правильно выполненное задание. Если Вы видите, что у ребенка не получается, но он искренне старается, не скупитесь на похвалу. В следующий раз получится лучше. Если же ребенок делает работу «спустя рукава», не делайте скидку на то, что «он еще маленький». С самого раннего детства приучайте малыша к усидчивости и аккуратности.
    Когда вечером Вы получаете «работу», выполненную в детском саду, обязательно похвалите малыша за то, что он старался. Пообещайте дома рассмотреть работу; побеседуйте дома, покажите папе (маме, бабушке). Ребенок обязательно должен видеть, что Вам интересно и важно то, что он делает. Самым большим стимулом для работы и обучения всегда остается желание «Я вечером маме покажу!» Если ребенок видит равнодушие родителей (все равно, некогда, нет настроения и т. д.) у ребенка резко падает желание выполнять что-то в детском саду

Педагогическое эссе «Что значит любить детей?», Волкова Т.В. г.Полярный, Мурманская область, МБОУООШ№2.

Ребенок становится счастливым, как только ощущает

к себе искреннюю и бескорыстную любовь.

Ш. А. Амонашвили.

Кто-то из родителей, конечно, прислушается, к написанному выше, но кто-то посчитает, что намного важнее обеспечить ребенка материальным благом, нежели подарить ему частичку своего внимания и любви… таким детям, особенно важна любовь и внимание учителя. Я, работая учителем начальных классов, очень часто наблюдаю эту закономерность у своих учеников…Многие учителя, несомненно любя своих учеников, ставят строгие рамки: не обнимать, лишний раз не шутить и так далее, мало ли нарушиться учительский авторитет? Я придерживаюсь другого мнения. «Никем не любимый ребенок перестает быть ребенком: он лишь маленький беззащитный взрослый», - писал Ж. Сесброн. Маленький человек, который приходит в твой класс, прежде всего ребенок, который нуждается в любви, поддержке и понимании. Он- маленький мир, который учитель, действительно Учитель, с большой буквы « У» стремиться познать. Вот так, приходит к тебе в 1 класс двадцать пять, а то и больше «миров», и ты, на протяжении всего времени обучения пытаешься понять этот мир, заглянуть внутрь, увидеть, а почему в данной ситуации он сделал так, а в другой так, а не иначе. Само собой, до конца этот процесс не завершается спустя 4 класса обучения, но постараться как можно четче разглядеть душу ребенка, его возможности и потенциал – одна из главных составляющих именно учительской любви.

А может ли учитель работать в школе, не любя детей? Казалось бы, ответ очевиден и лежит на поверхности - конечно нет! Нет, и еще тысячу раз нет! Но, если мы заглянем в наши школы, оказывается все не совсем так, как должно бы быть! Окончив университет, я сразу же пришла работать в одну из школ, нашей матушки - России. Работала на одной параллели с очень опытными и замечательными учителями, которые всю жизнь свою проработали на благо родины, «взращивая» молодые кадры для нашей страны… Но когда, после одного из уроков, я услышала всю правду, которую одна из них думает о детях…. Не о какой любви, как стало ясно из ее слов, и речи быть не могло. И такое я слышала из уст заслуженного учителя России! И тогда я решила для себя, пусть лучше я всю жизнь проработаю учителем, не имея никаких званий и наград, чем стану такой. Ведь не так страшно остаться без награды государства, как страшно, подчас в нашей рутинной работе, потерять себя как человека. А я считаю, с этим учителем произошло именно такое. Кто- нибудь из вас может мне возразить и сказать, а ты попробуй лет тридцать проработай учителем, тогда возможно и сама скажешь что-то подобное. А я отвечу вам следующим образом, если у учителя, сколько бы не было ему лет, может двадцать, а может и все семьдесят, если у него появляются такие мысли в голове, это значит стоп…остановись…сделай вдох и выдох и хорошенечко подумай, виноват ли кто-то из детей твоего класса в том, что ты не способен больше в полной мере быть учителем, педагогом, тем человеком, смотря на которого у детей должен гореть глаз, на того, на кого они хотят в чем- то быть похожим лет этак через двадцать??? Ты уже не тот? Тогда, возможно пора сменить профессию или уйти на заслуженный отдых, но не надо сваливать свои проблемы и усталость на детей, они не виноваты в том, что ты погас.. погас как учитель….ведь уважение к своим ученикам, это немаловажная часть любви к ним.

Еще В.А. Сухомлинский писал « Нельзя познавать ребенка, не любя его». А учитель начальных классов это не просто учитель, зачастую это «вторая мама» для тех детей, которым недостает родительской любви. Порою такие детки намного больше доверяют тебе, учителю, рассказывают свои тайны и секреты, которые не знает даже его близкий друг, и рассказывает он их тебе вполголоса, на ушко, чтоб никто-никто не слышал…а ведь это и есть проявление детской любви, любви к тебе как к учителю, но прежде всего любви к тебе как к человеку. В такие моменты каждый из нас понимает, что он не зря выбрал эту нелегкую и подчас неблагодарную профессию. Ребенок любит тебя чистой любовью, поэтому и ты, взрослый человек, знающий всю грязь этого мира, должен постараться дать ему почувствовать от себя подобное…Подзови такого ребенка к себе, чуть приобними, если ему плохо, дай ему понять что все будет хорошо, что ты дашь ему любовь, а вернее постараешься восполнить тот баланс, который он не получает от своих близких людей. И я больше чем уверенна, что уделяя такое пристально внимание таким детям, учитель не останется в долгу. Пусть не сразу, но учитель найдет свою награду! Пусть пройдет пять, десять, а может и более лет, но кто-то из таких учеников обязательно придет к тебе в класс, или возможно, встретит тебя на улице, и, улыбаясь, протягивая букет скромных ромашек, скажет тебе:« Спасибо, мой учитель!». Я считаю, что такая благодарность куда важнее многих государственных наград.

Зачастую, учителям приходится работать в довольно непростых классах, в которых есть неблагополучные семьи, родители которых злоупотребляют алкоголем, так же сейчас очень много неполных семей. В подобном классе работаю я сейчас, поэтому прекрасно осознаю, что многим детям из моего класса я должна уделить особое внимание. И прежде чем ругать такого ребенка, как это привыкли многие делать, я должна поговорить с ним и попытаться понять суть проблемы.. Не нужно далеко ходить за примером, приведу его из своей недавней школьной ситуации…Девочка приходит в школу с невыученными уроками, на мои слова ведет себя довольно агрессивно. Соответственно, у меня, как и у любого учителя, первая реакция – повысить голос и потребовать объяснений от ребенка. Что я и сделала, о чем очень скоро пожалела...В итоге из разговора с девочкой выясняется, что мама вчера была пьяная, кидалась на них с сестрой с кулаками и они сбежали к бабушке… После всего этого ты, учитель, сидишь и думаешь, а стоило ли повышать голос на ребенка? Зачем эта лишняя грубая эмоциональность? Что этот маленький человечек пережил за вчерашний вечер? Возможно, ты взрослый человек, многое уже повидавший, не испытывал никогда такой боли и унижения! Ведь никто не может заменить родную мать, и сложно найти большую боль для ребенка, чем ту, которую он получил от матери, а все мы прекрасно понимаем, что зачастую моральная боль и унижение куда сильнее чем физическая.

Уделяя таким детям повышенное внимание, мы поможем им не потеряться в этой жизни, они будут стоят увереннее на ногах и чувствовать себя в классном коллективе как дома. Ведь это очень важно, чтобы дети чувствовали себя в классе комфортно.

Все- таки очень много можно рассуждать над тем, что значит любить ребенка, и конечно нельзя забыть о том, что любить ребенка - это исключить любые оскорбления в его адрес. «Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство», - писал Николай Чернышевский. Нашему будущему нужны люди, которые выведут нашу страну на новый передовой уровень, а это смогут сделать лишь достойный люди, которых мы, учителя, должны взрастить именно сейчас! Очень часто приходится слышать в СМИ, да и просто в школьных коридорах о том, что учитель как-то оскорбил своего ученика. Возможно, ученик сам попытался сделать все, чтобы учитель повел себя таким образом. Но учитель, он на то и учитель! Если ребенок сделал или сказал что-то непристойное, ты взрослый умный человек должен объяснить, донести до души ребенка ту мысль, что это поступок неприличный, не нужно делать так! И, конечно, педагог, любящий детей обязан сделать это без оскорбительных слов в адрес своего шаловливого, непослушного, возможно часто раздражающего его, но РЕБЕНКА! Каждый из нас, в этот момент должен представить, что это его собственный ребенок, и гнать от себя мысли о том, чтобы сказать этому маленькому человеку что-то нехорошее….

А еще любить детей- это значит быть с ними на одной волне, в какой –то мере, учитель сам всегда должен оставаться ребенком! Посмотрите на учителей, очень часто они выглядят намного моложе своих сверстников. А за это мы должны сказать спасибо именно детям, которые нас постоянно окружают и дарят нам каждый день заряд молодости, не дают стареть нашим душам! Учитель, который плывет вместе со своим классом, в одном направлении- счастливый учитель! Лишь такой педагог каждый день приходит на работу с удовольствием. Конечно, не всегда сразу получается найти общий язык со всеми детьми. Но в этом очень помогают коллективные дела: участие в различных конкурсах, совместная подготовка к ним, походы на природу, совместные праздники, чаепития.. Именно в таких, внеурочных ситуациях каждый из нас может показать себя настоящего, без ложных масок. Именно в эти моменты возникает доверие между учителем и учениками, а доверие – это одно из составляющих такого чувства как любовь. Конечно, рамок и границ никто не отменял. Доверие должно идти под руку с уважением, иначе дети просто могут сесть учителю на шею и свесить ножки, чего допускать ни в коем случае нельзя, как бы ты не любил свой класс.

Уважение…уважение к ребенка как к личности, вот еще одна из важных составляющих учительской любви к детям. Каждый человек, имея даже небольшой жизненный опыт - это личность. Я. Корчак писал « Уважайте чистое, ясное, непорочное святое детство!». Так давайте прислушаемся к этому великому человеку. Мы, взрослые люди, должны постараться отградить ребенка от этого жестокого мира, мира, полного лжи и предательств. Пусть ребенок узнает об этом как можно позже, пусть он проживет счастливое детство! Для каждого из нас, детство - это самая лучшая пора в жизни, рядом любящие тебя родители, а самая главная твоя забота – не пропустить любимый мультфильм, гуляя с другом во дворе. Те люди, которые были лишены счастливого детства – несчастные люди. Даже если в жизни у них все складывается хорошо, душевную рану детства уже не залечишь ничем. Она будет терзать тебя снова и снова, и ты сделаешь все, чтобы твой ребенок увидел самое счастливое детство, которое только может быть! Поэтому и учителя, несомненно, не должны разрушать хрупкий мир детства, а должны оберегать его, как стражники и вносить в него много новых интересных знаний и открытий. Ведь кто знает, что приготовила жизнь для того или иного ребенка, поэтому необходимо постараться сделать ребенка счастливым не завтра или через неделю, а именно сейчас, в ту минуту и секунду, когда ты находишься рядом с ним!

Учителя! Давайте не скупиться на добрые слова для своих учеников, давайте дарить им тепло и поддержку, давайте уважать их, прислушиваться к ним и быть с ними честными, ведь дети могут нас очень много научить, и показать мир в совершенно других красках! Давайте любить своих учеников, и получать эту любовь взамен, ведь делиться любовью – это и есть настоящее счастье!

Что значит любить ребенка и что ему нужно для счастья от мамы и папы? Наверное, каждый второй родитель хотя бы однажды оказывался в полной растерянности и недоумении перед категоричным заявлением своего ребенка: «Вы меня не любите!» Интересно, что эту фразу чаще приходится слышать родителям, которые уверены, что все делают правильно и очень любят своих детей. Но откуда же тогда такие горькие мысли у их чад? Об этом вы узнаете в данной статье.

Почему ребенок думает, что родители его не любят?

Если быть внимательным и постараться разобраться в ситуации, то, в первую очередь, стоит рассмотреть следующие возможные причины:

Ребенок стал испытывать резкую нехватку родительского внимания, заботы и тепла

Такой вариант довольно часто встречается в семьях, где ребенку приходится делить любовь родителей с другим человеком. Например, с новорожденным братиком (сестричкой) или же с маминым приятелем, когда речь идет о в неполной семье. Бывают и другие ситуации, связанные с сильной занятостью родителей на работе, их полным уходом в бизнес и карьеру. В таких случаях, особенно, если перемены были внезапными и резкими, у ребенка может появиться неверное, но стойкое ощущение того, что все дело в нем: родители ведут себя именно так, потому что он им почему-то стал не нужен.

Исправить ситуацию поможет совместное, хорошо организованное и правильно направленное времяпрепровождение. Если у вас совсем мало свободного времени, то лучше посвятить его семейной прогулке, откровенному разговору или веселым играм, а и проверку домашнего задания, в данном случае, лучше отложить «на потом».

Эмоциональная холодность родителей в общении с ребенком

Некоторые родители считают, что любовь к ребенку заключается в удовлетворении всех его потребностей и совершенно не думают о том, что он ждет от них иного проявления любви – ласки, нежности, эмоциональной заботы. Ребенок, который имеет все необходимое, учится в престижной школе, посещает лучшие секции и кружки, всегда вычищен, выглажен и накормлен, но при этом не знает родительских объятий и поцелуев, видит безразличие к своим делам и проблемам, с большой долей вероятности будет ощущать психологический дискомфорт, связанный с ощущением своей абсолютной ненужности маме и папе.

Причины подобной эмоциональной отстраненности родителей чаще всего кроются в глубинных психологических проблемах матери и отца, разобраться в которых без помощи профессионального психотерапевта бывает очень сложно.

Негативная оценка личностных качеств ребенка вместо его поступков

Иными словами, такие родители, воспитывая ребенка и делая ему замечания, очень часто переходят «на личности». Например, в случаях, когда необходимо критиковать поступок ребенка («ты поступил нехорошо», «твои действия привели к печальным последствиям», «твой поступок очень огорчил меня» и т. д.), они, допуская огромнейшую ошибку, критикуют самого сына или дочку («я думал, что ты хороший, а ты плохой», «я не знала, что моя дочь такая злая девочка», «ты – большой лентяй» и т.д.). В итоге ребенок приходит к выводу, что или отца зависит от его поведения. Учитывая же, что дети просто не могут всегда вести себя идеально, у них появляется страх окончательно утратить родительскую любовь.

Чтобы избавить ребенка от подобных ов, нужно как можно чаще повторять ему, что вы, несмотря ни на что, очень его любите и обязательно любите его не за что-то, а просто так – только за то, что он у вас есть.

Следите за своими словами. Забудьте об угрозах, типа «если будешь баловаться, отдам тебя в интернат». Эта, достаточно безобидная на первый взгляд фраза, способствует формированию у ребенка чувства неуверенности в своей значимости и необходимости для мамы и папы.

Как любить ребенка

Помните, что каждый ребенок, прежде всего, нуждается не в материальных благах, а в элементарном – ласковых маминых прикосновениях, ее нежной, доброй улыбке, в дружеской поддержке папы и его сильном, мужском плече. Находите для своего ребенка хотя бы несколько минут в день, интересуйтесь его делами, говорите ему теплые слова любви… И тогда вам никогда не придется услышать: «Вы просто меня не любите!» — сказанное с непередаваемой горечью, обидой и болью.

На видео: советы психолога о том, как как правильно любить ребенка и что нельзя делать родителям

Вам также может быть интересно:

    С 2009 года в России отмечается День бабушек и дедушек. Дата этого праздника - 28 октября. В древности этот день у славян считался праздником почитания семьи.…

Не подумайте, что я данной статьей пытаюсь как-то оправдать свое неблаговидное поведение по отношению к своему ребенку, это можно прочесть сквозь строки. Эта статья родилась как результат длительного самоанализа, самокопания и собственной оценки себя как матери и человека.
Долгое время мне казалось, да и сейчас кажется, что я слишком требовательна к своей старшей дочери, излишне деспотична, много ее ругаю, много требую, диктую правила поведения, определяю режим ее дня и т.д. Из всего этого можно подумать, что я мало ее люблю, т.е. другими словами недолюбливаю, слишком много требую, и вообще замучила бедного ребенка.Чтобы понять, что это не так, мне пришлось, прежде всего, для себя самой определить, что в моем понимании «любить ребенка».

В детстве я думала, что моя строгая, немногословная мама мало меня любит, потому что я не слышала от нее слов любви, уменьшительных имен в мой адрес. Все это, видимо, если и было, то кончилось в том моем возрасте, когда я начала уже что-то осознавать и запоминать. При этом мама никогда не кричала на меня, не поднимала на меня руку, и я всегда понимала, что между нами есть та глубочайшая связь, которая существует между ребенком и матерью. Я всегда была уверена, что моя мама никогда меня не бросит, не оставит в беде, всегда попытается понять, пожалеть, защитить, уберечь от беды. Т.е. мама всегда будет рядом. На этом мои представления о любви матери заканчивались. Не хватало лишь определенной нежности с ее стороны, но это компенсировалось чем-то другим. Чем? Я долго не могла понять.

И лишь когда я родила своих собственных детей, я поняла то, о чем тогда не могла догадаться - о той глубокой зоне ответственности за ребенка, которого рождаешь на свет.

И, честно говоря, не у всех родителей, можно наблюдать подобное!

Что это такое - ответственность за ребенка? И как это связано с истинной любовью к своим чадам?

Сколько раз можно наблюдать, когда мама позволяет своему малышу практически все, считая, что таким образом она проявляет к нему безграничную любовь. Хочет малыш сладкого, да побольше? Пожалуйста, все, что душе угодно. Хочет дите игрушку каждый день, рады стараться. Ребенок отвратительно ведет себя при гостях, мама всеми силами оправдывает его - мол, маленький, вырастет - пройдет. Нет, не пройдет!

Если вы по настоящему любите своего ребенка, если вы желаете ему счастья в его дальнейшей взрослой жизни, - научите ребенка уже сейчас тому, что такое хорошо и что такое плохо! Позвольте себе проявлять чувство меры, и всегда думайте, прежде чем делать для ребенка благо. Не всякое добро является добром, поскольку иногда влечет за собой последствия далеко не положительные. Это и есть ответственность - осознание того, к чему приведут те или иные действия, пусть даже продиктованные вашей любовью к ребенку.

Моя старшая дочь в возрасте полутора лет на моих глазах схватила за хвост домашнюю кошку и потащила ее, видимо, уничтожать, под бурные подбадривания дедушки, который предложил задать этой кошке перцу! Я тут же схватила ребенка за шиворот и уволокла в комнату, где строго отчитала ее и велела сидеть в комнате, не имея возможности играть в игрушки до вечера. В тот момент в лице свекрови я, наверное, приобрела злейшего врага. Она не поняла, как я так смогла поступить с ребенком, ради какой-то кошки. А ведь в этом и заключался весь мой воспитательный момент, ибо с того самого дня моя Маруся больше ни разу не причинила ни одному животному вреда. Я пыталась тогда донести до дочки, что животные не могут за себя постоять, и мы, взрослые, не имеем права заводить дома животных с тем, чтобы мучить их и обижать. Поэтому, если вся семья спокойно смотрит на мучения животного, пришлось мне встать на его защиту. Дочь меня поняла!

А сколько вреда мы наносим детям, потакая их желаниям! Бабушка, скрывая от родителей, покупает ребенку чупа-чупсы, жвачку и прочие «прелести». Ребенок рад - запретный продукт куплен, рада и бабушка - завоевала, таким образом, авторитет у внучка.

Часто в оправдание своим нелепым действиям слышим: «Ребенок так просил, как я мог(ла) отказать?»

Только вот смысл подобных действий родителей и бабушек не понятен! Завоевать сиюминутную любовь ребенка, утешить свои эгоистические потребности в любви и нужности маленькому человеку. А в итоге - делая что-то в угоду малышу (лишь бы дите не плакало!), мы, порой, наносим вред ребенку. И это ли доказательство нашей любви?

Любовь к ребенку немыслима без подключения к этому процессу разума. РАЗУМ. Вот что должно руководить родителями в процессе воспитания малыша.

Если я сегодня строга к ребенку, если что-то отказываюсь ему купить, если я не считаю нужным заваливать ребенка игрушками и сладостями (хотя имею возможность это сделать), или не разрешаю перебивать взрослых и относится к ним неуважительно, значит, это только во БЛАГО малыша, значит, это соответствует принятой мною системе ценностей. Хотя, поверьте, каждый раз, наказывая или отказывая ребенку в чем-то, в глубине души я едва ли не плачу от жалости к дочери, ибо материнское сердце готово простить и разрешить абсолютно все. А дети, в свою очередь, - маленькие артисты, они так жалобно просят и так трогательно складывают ладошки в молящей просьбе. Устоять трудно, но надо!

Есть хорошая притча, которую не могу привести дословно, но суть ее попытаюсь донести. Один старец передавал юноше свой жизненный опыт. Он объяснил молодому человеку, что такое жизненные ценности, что такое добро и зло, вред и благо... И когда обучение подошло к концу, старцу осталось лишь объяснить юноше самое главное, - что такое ответственность. Они шли по улице, и старец собирался преподать юноше свой последний урок, как вдруг на их глазах разыгралась драма - кошка поймала птицу, перехватив ее за крыло, и собиралась ее съесть. Юноша кинулся спасать бедную птицу... Он освободил ее и выпустил на волю. Довольный, он вернулся к старцу, считая, что сделал благое дело. Старец был хмур. Он отругал юношу: «Ты освободил птицу, которая была ранена и не в состоянии хорошо летать. Теперь она обречена на медленную смерть, так как не может нормально передвигаться, добывать пищу, а также перелетать на большие расстояния. А кошку ты лишил пищи, которая предусмотрена ей природой. И это ты считаешь благим делом? Лучше бы ты позволил совершиться тому, что положено произойти по законам природы... Вот тебе и мой последний урок. Прежде чем делать благое дело, осознай ответственность за его последствия. Не всякое добро есть добро, и не всякое зло таковым является!»

Вот потому любовь к ребенку не мыслима без ответственности за ее последствия. Пускай наша любовь к нашим детям приобретет разумный характер, и мы начнем осознанно и дальновидно определять - то, что аукнулось сегодня, откликнется завтра. А вот КАК оно откликнется, - зависит только от наших родительских действий.



маша Филимонова 09.09 07:50

Папа, я тебя больше не люблю,-заявила девочка отцу, 13 марта в 16 часов. В магазине игрушек, когда он отказался купить самую дорогую игрушку.
-Папа, я тебя очень люблю,-заявила девочка отцу, 13 марта в 16.35. В магазине игрушек, когда он купил ей самую дорогую и большую куклу.
Мне кажется, что данная история, прекрасная иллюстрация тому, как умеют манипулировать нами наши детки. И в эти категории чаще всего, по моим наблюдениям, попадают бабушки, дедушки и папы. И именно мамам, чаще всего, достается роль воспитателей.
Свекровь и моя мама, считают меня деспотом)))
Моя позиция такая: Ребенок должен получать Все что просит. Если ребенок просит ремня, то дайте ему ремня.
И если ребенку позволяют устраивать публичные истерики, то не из-за любви, а потому что не имеют влияние на ребенка.
А любовь, ты права, она в сердце, в тревоге за будущее ребенка.
В каждом твоем посте, столько любви к дочкам, просто сердце радуется.
Согласна, в том что надо желать хорошего будущего своим детям. Им жить самостоятельно в этом мире.
Для меня любить ребенка-это чувствовать ее настроение, и стараться не сердиться на нее, больше, чем того заслуживает поступок.

Tita Ku 01.12 11:05

какие трогательные слова ты написала, они у тебя из глубин души исходят))) Конечно, любовь нельзя мерить чем-то и пытаться определить, что такое любовь - тоже бессмысленно. Правильно ты говоришь, что она - поток света, и ее никогда не будет много, ее надо дарить и дарить, много, без остатка, безвозмездно, просто отдаваться этому чувству, и не думать ни о чем. Этого мне, как раз, не хватало от моей мамы в детстве - выражения этой любви в конкретных действиях - поцелуях, тактильных ласках, объятиях. Это, конечно, было, но мне было мало. Поэтому своим детям я дарю это в избытке. Я безусловно люблю своих дочерей, не за что-то, а за то, что они есть, они существуют, но вместе с тем на мне лежит тяжелая миссия - воспитать их для дальнейшей жизни, для общества. Разум в делах любви - не главная позиция, но все же лидирующая, его не нужно отключать ни на минуту.
Ну что и говорить! Мы очень все разные))) У нас разные представления о жизни и ее составляющих. И в этом-то и есть весь смысл бытия)))) И каждый по-своему прав!

soni s 11.02 15:40

Из комментария Жанны: "Хочу принимать своих детей с их выбором, мнением, выводами, желаниями, ошибками."
Когда моей дочке было 2 года, мы с ней вдвоем зашли в магазин, мне нужны были косметические какие-то штучки. Я положила в корзинку, то что было мне необходимо. Катюша терпеливо ходила рядышком, осматривала прилавок, и вдруг положила в корзинку гигиеническую помадку (данный товар ей был знаком). Я сказала, что у нее уже есть дома, Катюша сказала, что нужна именно эта. Я что-то еще объясняла, она терпеливо приводила свои аргументы. Последний мой аргумент: "Катюша, я не предполагала сейчас покупать эту помаду, у нас в данный момент нет денег для всего". После чего, Катюша, критично оглядев содержимое корзинки, выложила из нее одну из моих "масок", а свою помаду оставила.
Знаете, я схватила ее в охапку, и расцеловала.
С таким выбором мы пошли на кассу.
Когда рассказала коллегам об этом случае, выслушала много критики.
Почему я так сделала? Я искренне была благодарна дочке, что она вместо истерики выбрала компромисс. Ведь она имеет на это право, полное и безоговорочное. И возраст ребенка тому не помеха.

лера Тома 20.03 08:30

Всем привет. Светлана, очень хорошая история. Несколько раз перечитала с каким-то теплым чувством умиления. Когда мы даем ребенку возможность выбора, на мой взгляд, мы тем самым показываем нашу любовь. Прислушиваясь к нему, мы говорим, что он нам нужен, дорог, его мнение, потребности выжны. И он идет на компромисс, учится слушать нас слушать. Наташ, давно читаю, но комментировать как-то не решалась. Дебют.)) У меня немного другой взгляд. Меня тоже раздражают "бабушкины" проявления любви в виде чупа-чупсов и прочего. Мне кажется, что для ребенка нет ничего ценнее примера родителей. Их умение держать слово, их терпеливое отношение к мелочам и твердая позиция по каким-то важным вопросам, их уважение к взрослым и т.д. Наказание, излишняя строгость, лишение ребенка каких-то важных для него вещей, особенно в раннем возрасте, кажутся мне лишними. Иногда спокойным разговором, нежностью можно добиться большего. Хотя, не буду зарекаться, что сама не прибегну к таким методам, когда мое чадо подрастет. Мамочки, давайте будем терпимее к своим деткам, ведь это самые дорогие для нас человеки с большой буквы "Ч". Хорошо подумайте, прежде чем сказать грубое слово. Обиды на родителей - очень страшная вещь....

светлана дроздова 21.08 12:48

тоже мама, спасибо за дебют))) надеюсь на дальнейший диалог!
Хочу немножко подкорректировать. В самом начале статьи я оговорилась, что не хотела бы, чтобы появилось впечатление, что я "замаливаю грешки"))) Я, безусловно, много любви и нежности дарю своим детям, стараюсь быть с ними чуткой и внимательной. Но бывают моменты, когда строгость просто необходима. Каюсь, трудно иногда удержаться, чтобы не перегнуть палку. Вы говорите, что у вас малыш еще маленький. Но вот, понимаете, когда они начинают подрастать, то становится так страшно, что где-то не доглядишь и не успеешь чему-то научить, и они в итоге наделают кучу ошибок. Поэтому наряду с любовью и нежностью начинает появляться потребность родительского контроля и воспитательный настрой. И конечная цель - во благо ребенка! Есть родители, которые используют в своих отношениях с детьми полную диктатуру, не давая им ни капли родительского тепла и внимания. Я против такого. Но, что делать, все мы не без греха. Пока дети маленькие, - они вызывают сплошь лишь умиление и желание их бесконечно жалеть и любить. А когда дети подрастают, то по мере их роста, возникает множество проблем, которые не решить одной лишь лаской и нежностью...
Хотя, тоже не буду зарекаться - возможно, у Вас получится решать проблемы плавно и мягко))) И очень этого Вам желаю!

Psychologies:

Юлия Гиппенрейтер: Это значит удовлетворять одну из самых главных его потребностей. Каждому человеку, независимо от возраста, необходимо, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы он чувствовал себя нужным. А ребенок без любви просто не может нормально развиваться. И то, как он будет воспринимать себя на протяжении всей жизни, - его самооценка - во многом зависит от того, насколько удовлетворена его потребность в любви.

Что дает ему родительская любовь, почему она важна?

Маленький ребенок еще ничего не знает о себе, он видит себя таким, каким его видят близкие. Каждым обращением к ребенку - словом, интонацией, жестом, даже молчанием - мы сообщаем ему что-то о нем. От повторяющихся знаков одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение «я хороший», а от сигналов осуждения, неудовольствия, критики - ощущение «со мной что-то не так», «я плохой». Наказание ребенок воспринимает как сообщение «Ты плохой!», критику - «Ты не можешь!», невнимание - «Мне до тебя нет дела» или даже «Я тебя не люблю».

Поэтому, заботясь о безопасности ребенка, его воспитании, успехах в учебе, мы должны отдавать себе отчет, какое сообщение мы сейчас ему посылаем. Чем младше ребенок, тем сильнее влияние информации, которую он получает от нас. К счастью, с маленькими детьми родители обычно более ласковы и внимательны. Но по мере взросления ребенка мы все сильнее стремимся его «воспитывать» и часто не задумываемся о том, насколько ему необходимо наше тепло, принятие и одобрение. Мы просто не фокусируем свое внимание на том, как обращаемся к детям. А они всегда понимают нас буквально, и тон, каким произнесены слова, для них важнее смысла. Если тон резкий, сердитый, даже просто строгий, ребенок делает вывод: «Меня не любят», «Я им не нужен».

Дети настолько не уверены в нашем к ним отношении?

Да, не уверены. Они подсчитывают любые проявления нашей любви, у них своя, эмоциональная бухгалтерия. Они все время сравнивают: «Брат подарил цветочек - мама обрадовалась, я подарила - обрадовалась меньше», «Папу мама любит больше, чем меня», «Гости пролили чай, мама сказала - ничего, а я пролил - меня отругали»…

Им очень не хватает внешних «сигналов» любви. А ведь положительное отношение к себе - это основа психологического выживания человека. Поэтому ребенок постоянно ищет нашей любви, борется за нее, ищет подтверждения тому, что он хороший.

Так как же родителям выражать свою любовь?

Говорить больше теплых слов: «Мне хорошо с тобой», «Я рад тебя видеть», «Хорошо, что ты пришел», «Мне нравится, как ты…», «Я по тебе соскучилась», «Как хорошо, что ты у нас есть». Не нужно забывать и обнять ребенка, приласкать, прикоснуться к нему. Американский семейный психотерапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия необходимы каждому человеку просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не меньше восьми объятий в день.

Любить не «за то, что он...» или «если он...», а просто потому, что он есть

У детей есть потребность «подзаряжаться» нашей любовью: так, совсем маленький ребенок, который еще только научился ходить, возвращается к маме, прижимается к ее коленям - и идет дальше играть, исследовать мир. И ему не страшно, потому что он уверен: мама здесь, недалеко, она любит его и может защитить. С возрастом формы «подзарядки» меняются: это и семейное чаепитие, и чтение перед сном, и просто разговор, совместные посиделки… Эти семейные ритуалы необходимы ребенку, чтобы чувствовать: мы вместе.

Но как же быть с воспитанием? Обнимать, хвалить - и не ругать за дурные поступки, не наказывать, если он что-то натворил?

К сожалению, очень многие родители уверены, что главные (если не единственные) воспитательные средства - это награды и наказания, пряник и кнут. Но воспитание - это не дрессура, и родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы. Прежде всего нужно построить с ребенком человеческие отношения. Прежде чем его воспитывать, критиковать или наказывать за поступки, которые нам не нравятся, нужно научиться безусловному принятию ребенка.

Мама говорит дочери: «Если ты будешь хорошей девочкой, я буду тебя любить». Но любовь - не товар и не деньги. Для психологического благополучия ребенку необходима уверенность, что наша любовь не оценочна и не зависит от каких-то условий. Мы любим его не «за то, что он…» и не «только если он…», а просто потому, что он есть. Только на фоне безусловного принятия возможно все остальное: воспитывать, договариваться, налаживать дисциплину, даже и наказывать, если в этом возникает необходимость.

Может ли родительской любви быть слишком много?

Вопрос в том, что мы понимаем под словом «любовь». Януш Корчак писал: «От матери зависит, даст она ребенку грудь или вымя». Что значит «дать вымя»? Это как раз и есть слишком много любви, но такой, которая не идет на пользу. Ведь растя ребенка, мы помогаем ему стать человеком, то есть учим руководствоваться не только инстинктами и желанием получить удовольствие. Мы не можем не ставить ему ограничения, необходимые для его же блага.

Мы вкладываем в него все силы и средства... Чтобы отпустить его в жизнь

Но некоторым родителям бывает трудно сделать это - они боятся огорчить ребенка и готовы удовлетворять любые его желания, чтобы ему было хорошо. Однако на самом деле они не помогают ему стать человеком, они «дают вымя»: заваливают нежностями, которые приятны им самим, впихивают в него пищу, оберегают от холода, тепла, жары, микробов, дурных влияний, влезают в его жизнь с навязчивой заботой и тревогой. Когда в ребенке не видят личность с ее самостоятельными потребностями, заслуживающими внимания и уважения, а видят только свою слепую преданность ему, свое животное чувство, - это совсем не та любовь, в которой он нуждается. Настоящей любви к ребенку - ответственной, уважительной и дружеской - много не бывает.

Вы говорите о любви к ребенку как об отдельном понятии. Чем отличается это чувство от других его видов, например от любви между взрослыми людьми?

Да, любовь к ребенку - совершенно особый род чувства. Мы не можем любить его, как любим мужчину или женщину, - хотя бы потому, что ребенком мы никогда не будем обладать всецело. Кроме того, мы любим его, зная, что рано или поздно он покинет нас, чтобы создать свою семью (а ведь сама мысль, что от нас уйдет любимый муж или жена, для нас неприемлема).

Мы вкладываем в ребенка все силы и средства… чтобы отпустить его в самостоятельную жизнь. Хотя во «взрослой» любви есть много разных сторон: помимо, например, сексуальной, есть и чисто человеческая. Только в этом смысле отношения мужчины и женщины и отношения родителя с ребенком принципиально не различаются: это такое же взаимодействие двух людей.

Что важно в человеческом аспекте отношений между взрослым и ребенком?

Это понимание, уважение к личности, доверие. Некоторые родители боятся раскрыться, рассказать о том, что чувствуют. Они избегают доверительных отношений из страха потерять свой авторитет. Но, когда мы открыто и искренне выражаем свои чувства, дети видят, что мы тоже живые люди, - и, в свою очередь, начинают доверять нам.

В своей книге я привожу пример, письмо одной мамы, которая, видя, что сын тоскует по отцу, сказала: «Я вижу, что тебе трудно без папы, и мне тоже трудно. Был бы у тебя папа, а у меня муж, было бы нам жить намного интереснее». Мама доверила мальчику свое переживание, обоим стало легче, они сблизились. Сблизились как мужчина и женщина? Конечно же нет. Как мать и ребенок? Тоже нет. Как кто же тогда? Просто как два человека. На самом деле с ребенком прежде всего надо дружить. Да, он младше нас, он меньше знает, у него меньше опыта, мы в ответе за него. Но он - наш друг.

Попробуйте закрыть глаза и представьте, что вы встречаете своего лучшего друга или подругу. Как вы показываете, что рады ему, что он вам дорог и близок? А теперь представьте себе, что это ваш ребенок: вот он приходит из школы домой, и вы показываете, что рады его видеть. Представили? Тогда попробуйте сделать это на самом деле. Не бойтесь, что «испортите» его за эти минуты. Это просто невозможно.

Об эксперте

Юлия Гиппенрейтер - доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ, автор бестселлера «Общаться с ребенком. Как?».

© animators-nn.ru, 2024
Праздничный портал - Animators-nn